Эффективная работа с 3ds max 7.5

         

Двумерные карты текстур


Двумерные карты текстур (2D maps) — это изображения, получаемые путем оцифровки (сканирования) фотографий реальных объектов (растровая карта) или генерируемые расчетным методом (процедурные карты). Они используются для имитации характерных рисунков природных или искусственных материалов, а также в качестве карт окружающей среды, воспроизводящих фон сцены. Для отображения полного списка двумерных карт текстур необходимо в окне Редактора материалов щелкнуть на кнопке Get Material (Получить материал), сбросить флажок Materials (Материалы) в разделе Show (Показывать) появившегося окна диалога Material/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур), оставив установленным флажок Maps (Карты текстур), и установить в левом нижнем углу окна переключатель 2D maps (Двумерные карты), как показано на рис. 14.2.

Рис. 14.2. Окно просмотра материалов и карт текстур с полным списком двумерных карт

К данному типу относятся такие карты текстур, как:

Bitmap (Растровая) — цифровое изображение реального материала, представляющее собой матрицу точек и сохраненное в одном из форматов точечной графики, поддерживаемых max 7.5, например в формате *.bmp, *.jpg или *.tif. Может применяться для имитации любой оптической характеристики материала. Очень часто применяется для того, чтобы полностью заместить растровым изображением цвет диффузного рассеивания материала (Diffuse Color). Назначение растровой карты параметру Bump (Рельефность) позволяет придать поверхности материала неровный, шероховатый вид. На рис. 14.3 показан пример использования растровой карты текстуры диффузного рассеивания, имитирующей рисунок дерева, в составе материала «деревянных» деталей кресла. Обивка сиденья изображается материалом с растровой картой текстуры рельефа, воспроизводящей рисунок ткани. Часто одну и ту же растровую карту используют одновременно для имитации компонентов Diffuse Color (Диффузное рассеивание) и Bump (Рельефность);

Рис. 14.3.

Использование карт текстуры типа Bitmap для имитации цвета диффузного рассеивания «деревянных» деталей и рельефа обивки кресла




Tiles (Плитки) — процедурная карта, имитирующая изображение плиток, уложенных в ряды одним из восьми способов. При соответствующей настройке с помощью данной карты легко имитировать изображение кафеля или кирпичной кладки, как показано на рис. 14.4. Несмотря на кажущуюся простоту, допускает настройку множества параметров, таких как цвета кирпичей и раствора, толщина швов, размер кирпичей и т. п.;

 


Рис. 14.4. Цвет диффузного рассеивания фасада «МАХ-кафе» имитируется процедурной картой текстуры Tiles

Checker (Шахматное поле) — процедурная карта, генерирующая узор в виде шахматных клеток двух заданных цветов. Цвета клеток, в свою очередь, также могут имитироваться картами текстур разных типов, как показано на рис. 14.5;

 


Рис. 14.5. Цвет диффузного рассеивания паркетного пола «МАХ-кафе» имитируется картой текстуры Checker

Gradient (Градиентная) и Gradient Ramp (Улучшенный градиент) — процедурные карты, позволяющие формировать картину плавного перехода между заданными цветами. Простой градиент допускает использование трех цветов и реализует два типа переходов: линейный и радиальный. Улучшенный градиент позволяет применять произвольное число цветов, предлагает на выбор 12 (!) типов переходов и имеет множество настраиваемых параметров. Словом, есть где проявить фантазию. Как и у большинства процедурных карт, вместо цветов могут использоваться карты текстур. Для примера на рис. 14.6 показано использование карты градиента, реализующей плавный переход от растровой текстуры необработанных гранитных блоков к процедурной текстуре кирпичной кладки. Градиентные карты текстур применяются для имитации цвета диффузного рассеивания (например, при моделировании подводных сцен), управления прозрачностью, силой самосвечения и другими характеристиками материалов;

 


Рис. 14.6. Цвет диффузного рассеивания и рельеф фасада «МАХ-кафе» имитируются одинаковыми картами текстуры градиента

Swirl (Завитки) -- процедурная карта, генерирующая спиральный узор из двух цветов, как показано на рис. 14.7. Каждый цвет может быть заменен картами текстур.

 


Рис. 14.7. Модернистская окраска фасада «МАХ-кафе» имитируется картой текстуры Swirl


Содержание раздела