Свойства стандартных материалов, имитируемые картами текстур
Средства управления характеристиками стандартных материалов, создаваемых с использованием карт текстур, сосредоточены в свитке Maps (Карты текстур) Редактора материалов, показанном на рис. 14.1. Свиток содержит 24 однотипных группы элементов управления, в каждую из которых входит флажок активизации карты, наименование характеристики материала, имитируемой картой текстуры, счетчик доли вклада карты в результирующий вид материала (Amount) и кнопка выбора типа карты текстуры, на которой по умолчанию имеется надпись None (Отсутствует). При этом 12 групп названных элементов активны, а еще 12 находятся в резерве и недоступны для использования. Кнопки выбора карт текстуры являются аналогами маленьких квадратных кнопок без надписи, располагающихся справа от многих параметров материалов в свитках базовых параметров методов раскраски, рассмотренных выше.
Рис. 14.1. Свиток Maps
С помощью этого свитка можно выбрать и настроить параметры карт текстур для восьми базовых оптических характеристик стандартных материалов. Это те характеристики, которые снабжены в свитках базовых и дополнительных параметров раскраски маленькими квадратными кнопками, предназначенными для назначения текстурных карт. В их числе:
цвета подсветки (Ambient Color), диффузного рассеивания (Diffuse Color), зеркального отражения (Specular Color) и отфильтрованного света (Filter Color). Использование карт текстуры позволяет или полностью заместить названные цвета материала изображениями текстур, или, за счет уменьшения доли вклада карты, совместить соответствующий компонент цвета с изображением текстуры;
глянцевитость (Glossiness) и сила блеска (Specular Level). Применительно к этим характеристикам материала использование карт текстуры позволяет управлять степенью глянцевитости и интенсивностью блеска участков зеркальных бликов материала. За счет этого можно сделать область блика менее однородной и, как следствие, более естественной. Белым участкам карты соответствуют максимальные глянцевитость и интенсивность отражения в области блика, а черным — полное отсутствие глянца и минимальная интенсивность блеска;
самосвечение (Self-Illumination) и непрозрачность (Opacity). Карты текстуры помогают в данном случае управлять светимостью и прозрачностью материала. Чем ближе цвет отсчета текстурной карты к белому, тем выше яркость самосвечения и непрозрачность материала. Черным отсчетам карты соответствуют участки отсутствия светимости и полной прозрачности. Промежуточные значения обеспечивают полупрозрачность и умеренную светимость материала.
ЗАМЕЧАНИЕ Каждую строку свитка Maps (Карты текстур), содержащую флажок, наименование характеристики материала, счетчик доли вклада карты и кнопку выбора типа карты текстуры, часто называют каналом материала. В этом случае слова «поместить текстуру в канал диффузного цвета» как раз и означают полную или частичную замену текстурной картой цвета диффузного рассеивания материала. |
Помимо этого в свитке Maps (Карты текстур) имеются средства для замещения текстурными картами еще нескольких характеристик материала, которые нельзя заменить текстурами иначе, как с помощью элементов управления данного свитка:
Bump (Рельефность) — позволяет применить карту текстуры для придания поверхности объекта видимости трехмерных неровностей. Геометрия поверхности не меняется (скажем, плоскость остается плоской), но впечатление неровностей возникает за счет имитации бликов и теней. Кажущаяся рельефность управляется яркостью отсчетов текстурной карты: светлые отсчеты «выступают» над поверхностью, а темные «вдавливаются» в нее;
Reflection (Отражение) — позволяет применить карту текстуры для имитации отражения окружающих объектов на поверхности зеркального материала. Забегая вперед, скажу, что max 7.5 допускает использование четырех типов карт для имитации зеркального отражения: карта типа Bitmap (Растровая) позволяет просто спроецировать на поверхность объекта изображения любых предметов или пейзажа, создавая впечатление того, что объект сделан из зеркального материала; карты типа Reflect/Refract (Отражение/Преломление) и Raytrace (Трассируемая) обеспечивают отображение на поверхность объекта проекций окружающих объектов в том виде, в каком они наблюдаются из центра зеркального объекта; карта типа Flat Mirror (Плоское зеркало) обеспечивает формирование зеркальной проекции окружающих объектов на плоскую поверхность;
Refraction (Преломление) — позволяет применять карту текстуры для имитации преломления световых лучей прозрачным объектом. В таком качестве могут использоваться карты типа Bitmap (Растровая), Reflect/Refract (Отражение/Преломление) и Raytrace (Трассируемая). Использование двух последних карт воспроизводит реальное наблюдение окружающих предметов сквозь поверхность прозрачного материала;
Displacement (Смещение) — обеспечивает фактическое изменение геометрии поверхности пропорционально яркости отсчетов карты. Смещение применимо только к объектам, представленным сетками кусков Безье или NURBS-no-верхностями. Визуализация материала, основанного на карте текстуры смещения, требует значительного времени и большого расхода памяти.
Попробуем разобраться поподробнее в том, что такое карты текстур, какие они бывают и как используются.