Пробуем применить эффект объемного освещения в сцене «МАХ-кафе»
Чтобы еще более усилить атмосферу туманного, промозглого осеннего вечера, попробуйте применить эффект объемного освещения к одному из направленных источников сцены «МАХ-кафе». Заодно воспользуемся случаем, чтобы изучить еще один способ применения эффектов внешней среды к источникам света.
Чтобы освоить эффект объемного освещения, выполните следующие действия: 1. Откройте файл MAX-kafe19.max или продолжите работу над сценой, если она уже загружена в программу max 7.5. При необходимости загрузите сцену МАХ-kafe19.max из папки Scenes\Glava_15 компакт-диска, прилагающегося к книге. Сохраните сцену с инкрементированием имени файла.
2. Выделите направленный осветитель Fspot01, который располагается ближе к окну кафе. Увеличьте яркость света в счетчике Multiplier (Усилитель) до 0,7. Затем выделите Всенаправленный осветитель, расположенный снаружи от здания кафе перед его фасадом, и уменьшите его яркость до 0,3, чтобы эффект объемного освещения был лучше заметен.
3. К источникам света можно применять эффекты внешней среды не с помощью окна диалога Environment and Effects (Внешняя среда и эффекты), а с помощью свитка Atmospheres & Effects (Атмосфера и эффекты), появляющегося на командной панели Modify (Изменить) при выделенном осветителе. Выделите источник света Fspot01 и разверните свиток Atmospheres & Effects (Атмосфера и эффекты), располагающийся в самом низу панели. Щелкните на кнопке Add (Добавить) и выберите строку Volume Light (Объемное освещение) в окне диалога Add Atmosphere or Effect (Добавление атмосферного или оптического эффекта) Имя выбранного эффекта появится в списке свитка Atmospheres & Effects (Атмосфера и эффекты).
4. Для настройки эффекта выделите его имя в списке свитка и щелкните на кнопке Setup (Настройка). Появится уже знакомое нам окно диалога Environment and Effects (Внешняя среда и эффекты), раскрытое на вкладке Environment (Внешняя среда). В список Effects (Эффекты) этой вкладки также будет добавлена строка Volume Light (Объемное освещение). Эта строка будет автоматически выделена, и в нижней части окна появится свиток Volume Light Parameters (Параметры объемного освещения), показанный на рис. 15.47.
![](image/15-47.jpg)
Рис. 15.47. Свиток Volume Light Parameters содержит все необходимые элементы для настройки параметров этого атмосферного эффекта
5. Обратите внимание на то, что эффект объемного света уже применен к выбранному осветителю. Об этом говорит имя источника света Fspot01 в раскрывающемся списке справа от кнопки Pick Light (Указать источник) в разделе Lights (Источники света). Если бы мы выбирали эффект объемного света традиционным способом, с помощью кнопки Add (Добавить) свитка Atmosphere (Атмосфера) окна диалога Environment and Effects (Внешняя среда и эффекты), то следовало бы указать осветитель, к которому будет применен этот эффект. С этой целью нужно было бы щелкнуть на кнопке Pick Light (Указать источник) и выделить источник света Fspot01 в любом из окон проекций сцены. Результат был бы тот же: имя источника появилось бы в раскрывающемся списке справа от кнопки Pick Light (Указать источник).
ЗАМЕЧАНИЕ Одному и тому же источнику света можно назначить несколько эффектов объемного освещения, а один и тот же эффект можно применить к нескольким источникам света. Чтобы указать несколько источников света, щелкните на кнопке Pick Light (Указать источник), а затем нажмите клавишу п. Появится окно диалога Pick Object (Выбор объекта), позволяющее выбрать несколько источников света. Чтобы удалить источник света из списка, выделите его и щелкните на кнопке Remove Light (Удалить источник). Источник света останется в сцене, но более не будет при визуализации демонстрировать эффект объемного освещения. |
6. В разделе Volume (Объем) свитка Volume Light Parameters (Параметры объемного освещения) настройте значения следующих параметров объемного освещения:
Density (Плотность) — плотность воображаемого тумана. Чем выше плотность, тем больше света рассеивается туманом и тем он ярче. Плотность задается в процентах от той, при которой туман становится полностью непрозрачным. Задайте плотность равной 10;
Max Light % (Максимальная яркость, %) — максимальная яркость света. Чем дальше туман от источника света, тем он плотнее и тем ярче выглядит в луче объемного света. Данный параметр позволяет ограничить яркость тумана, чтобы она не возрастала бесконечно по мере удаления от источника. Предел яркости задается в процентах от интенсивности источника света. Установите его равным 50.
7. Задайте уровень качества фильтра полутонов объемного освещения, установив переключатель Filter Shadows (Качество фильтра полутонов) в положение High (Высокое). Это обеспечит формирование наиболее плавных перепадов тонов объемного света за счет увеличения числа отсчетов в выборке, соответствующей области объемного пучка, и дополнительного сглаживания изображения. Этот вариант лучше всего выбирать при выполнении итоговой «чистовой» визуализации, а при тестовой визуализации стоит установить переключатель в положение Low (Низкое) или Medium (Среднее).
8. Установите флажок Noise On (Зашумление вкл.) в разделе Noise (Зашумле-ние), чтобы внести некоторые случайные возмущения в изображение объемного пучка света. Действие параметров данной группы подобно действию функции случайных пятен материала и сводится к добавлению случайных неоднородностей в виде светлых и темных участков в области объемного освещения. Задайте значение параметра Amount (Степень) равным 0,4, что обеспечивает хорошее визуальное правдоподобие результата. Этот параметр определяет степень возмущения тумана. Величина 0 соответствует полному отсутствию возмущений, 1 — возмущению всего объема. Выберите тип алгоритма возмущения, установив переключатель Туре (Тип) в положение Regular (Обычный). Параметр Size (Размер), задающий средний размер клубов тумана, установите равным 30. Оставьте величины всех остальных параметров равными их исходным значениям, принятым по умолчанию.
9. Визуализируйте изображение в окне проекции Camera01 (Камера01). Результат должен быть подобен рис. 15.48. Сохраните сцену под измененным в начале работы именем MAX-kafe20.max.
![](image/15-48.jpg)
Рис. 15.48. Результат визуализации сцены с эффектами слоистого тумана и объемного освещения