Эффективная работа с 3ds max 7.5

         

Нарезаем зубья на вилке


Закрепим навыки создания булевских объектов, «нарезав» зубья на заготовке вилки, созданной ранее при освоении метода лофтинга. Выполните следующие действия:

1. Откройте ранее сохраненный файл Vilka.max или загрузите файл с аналогичным именем из папки Scenes\Glava_07 компакт-диска, прилагающегося к книге. Сохраните файл с инкрементированием имени.

2.   Активизируйте окно проекции Front (Вид спереди), увеличьте изображение, как показано на рис. 7.46, и создайте усовершенствованный примитив ChamferBox (Параллелепипед с фаской) со следующими размерами: Length (Длина) = 4,0 см, Width (Ширина) - 9,5 см, Height (Высота) = 0,7 см, Fillet (Фаска) = 0,2 см. Этот параллелепипед и два его образца мы вычтем из заготовки, образовав промежутки между зубьями вилки.

Рис. 7.46. Параллелепипед с фаской будет играть роль штампа при «нарезке» зубьев вилки

1.   Чтобы зубья имели клиновидную форму, сузьте параллелепипед на одном из концов, применив к нему еще не использовавшийся нами модификатор заострения. Для этого при выделенном параллелепипеде щелкните на кнопке Taper (Заострение) в раскрывающемся списке Modifier List (Список модификаторов) командной панели Modify (Изменить). Параллелепипед будет заключен в габаритный контейнер модификатора оранжевого цвета. Обратите внимание, что центральная точка модификатора, обозначенная коричневым крестом, находится не в его геометрическом центре, так как совмещена с опорной точкой параллелепипеда, расположенной в середине его основания. Это отчетливо видно в окне проекции Тор (Вид сверху). При таком расположении центра заострение на виде сверху не будет симметричным. Чтобы переместить центр модификатора, щелкните на квадратике со значком «плюс» слева от надписи Taper (Заострение) в окне стека модификаторов и выберите в раскрывшемся дереве подобъектов строку Center (Центр). Крест, обозначающий центральную точку, окрасится в желтый цвет. Щелкните на нем в окне проекции Тор (Вид сверху), выбрав инструмент Select and Move (Выделить и переместить), и перетащите в середину параллелепипеда, как показано на рис. 7.47.





Рис. 7.47. Центр модификатора перемещен в геометрический центр параллелепипеда
2.   Настройте параметры заострения в свитке Parameters (Параметры). Установите в счетчике Amount (Величина) значение 0,55. Переключатель Primary ( Первичная ось) раздела Taper Axis (Ось заострения) установите в положение X, а переключатель Effect (Ось эффекта) — в положение Z. Создайте два образца заостренного параллелепипеда и разместите их на конце заготовки вилки, как показано на рис. 7.48.

Рис. 7.48. Все готово к применению операции булевского вычитания
3. Переходите к булевскому вычитанию. Выделите объект Vilka и выберите на командной панели кнопку Boolean (Булевские). Щелкните на кнопке Pick Operand В (Указать операнд В) в свитке Pick Boolean (Задать операнд) и выделите первый из трех параллелепипедов, предназначенных для формирования промежутков между зубьями вилки. Проследите, чтобы переключатель Operation (Операция) был установлен в положение Subtraction (A-B) (Исключение (А-В)). Параллелепипед исчезнет, оставив после себя щель между двумя зубьями вилки, как показано на рис. 7.49. Щелкните правой кнопкой мыши, завершая операцию булевского вычитания.

Рис. 7.49. Первая пара зубьев сформирована


4. Снова щелкните на кнопке Pick Operand В (Указать операнд В) и выделите следующий параллелепипед. Он также исчезнет, сформировав щель между следующей парой зубьев. Повторите описанные действия применительно к третьему параллелепипеду. Окончательный вид вилки приведен на рис. 7.50. Закончив работу, сохраните файл под измененным в начале работы именем. Готовую вилку можно найти в файле под именем Vilka01.max, хранящемся в папке Scenes\Glava_07 компакт-диска, прилагающегося к книге.

Рис. 7.50. Зубья вилки "нарезаны» методом булевского вычитания
Итак, многократное применение операции создания булевского составного объекта позволяет вырезать множественные отверстия в оболочке трехмерного тела. Недостаток такого способа заключается в том, что после, скажем, трехкратного применения булевского исключения объект становится «трижды булевским», то есть сведения о параметрах булевской операции и ее операндах трижды помещаются в стек объекта. Это увеличивает объем файла и замедляет работу программы по перерисовке сцены.


Впрочем, операцию многократного булевского исключения или объединения сразу нескольких объектов можно выполнить за один прием. Это делается с помощью программного модуля Collapse (Свертка), кнопка активизации которого находится на командной панели Utilities (Сервис).

ВНИМАНИЕ
Булевские операции, выполненные с помощью программного модуля Collapse (Свертка), не подлежат отмене. Так что перед выполнением подобной операции стоит сохранить сцену, чтобы иметь возможность вернуться к сохраненному варианту в случае какой-то ошибки.

Чтобы выполнить за один прием булевское исключение сразу нескольких объектов, проделайте следующие действия:
1. Создайте несколько объектов и разместите их с перекрытием. Предположим для определенности, что объектом, из которого нужно исключить часть объема, будет тело лофтинга в форме заготовки вилки, как в предыдущем упражнении, а исключаемыми объектами будут три параллелепипеда с фаской. Выделите сначала объект, из которого следует произвести исключение, то есть вилку, а затем — исключаемые объекты, то есть параллелепипеды. Их можно выделить или по отдельности, или все сразу с помощью рамки. Важно только то, какой объект был выделен первым. Модуль Collapse (Свертка) построен так, что всегда производит исключение из того объекта, который был выделен первым, тех объектов, которые были выделены во вторую очередь.
2.   Перейдите на командную панель Utilities (Сервис) и щелкните на кнопке Collapse (Свертка). В разделе Collapse To (Свернуть в) свитка Collapse (Свертка) установите переключатель Single Object (Один объект), флажок Boolean (Булевский) и переключатель типа операции — Subtraction (Исключение). Оставьте все остальные элементы управления в исходном состоянии и для выполнения операции щелкните на кнопке Collapse Selected (Свернуть выделенное). Спустя какое-то время, требующееся компьютеру на выполнение этой операции, исключаемые объекты будут ликвидированы, а в объекте, выделенном первым, появятся запланированные вырезы.
3.   Чтобы закончить работу с модулем, снова щелкните на кнопке Collapse (Свертка) или на кнопке Close (Закрыть) внизу свитка.

Содержание раздела